С.А. Лапшина. О колоколах Борисоглебского музея |
Борисоглеб туристический - Статьи |
06.08.2013 20:20 |
Сейчас уже трудно определить, что послужило поводом для начала работы по сбору колоколов для борисоглебской звонницы. Возможно, это было страстное желание сохранить остающиеся в районе колокола. В 1980-х гг. какие-то ловкачи сняли колокол с церкви с. Протасьево. Некоторое время он пролежал на складе «Заготконторы», об этом мы узнали от старого конюха деда Вали, метнулись было туда, да поздно, его уже увезли в Ярославль во «Вторцвет». Помнится, кто-то нас успокоил: «Не бойтесь, в плавку он сразу не пойдет, берегут их, копят. Надеются, что найдутся чудаки, которые купят этот утиль за бешеные деньги, да и оптом их сдать куда выгоднее, колокольная бронза - металл ценнейший». Но проникнуть в склады этого уважаемого учреждения нам не представилось возможным. Оказывается, нужны и связи, и деньги. У нас не было ни того, ни другого. Тогда же, увлеченные новой модой на колокола, повсюду стали, рыскать мелкие воришки, мечтающие нажиться на этом доходном деле. Методы достижения цели у них были различные - и уговоры, и подкупы, а чаще - вероломный грабеж. Так исчезали колокола в Малахове, Стрелке, Спасе, Уславцеве и других селах. Нам ясно было одно - колокола надо спасать. Мы - это Марина Залыгалова, Ольга Грамагина и я, Светлана Лапшина. Над нами смеялись, но мы были уверены, что найдутся сподвижники, которые поймут и помогут. Господь послал нам двух рабочих реставрационного участка - С. Филатова и В. Масленникова, без которых работа была бы просто немыслима. Именно с ними мы отправлялись на тракторе в мороз и вьюгу, по бездорожью, в отчаянные путешествия, во время, для этого неподходящее - февраль-март (в Только через месяц нам удалось добраться до Закедья, сняли колокол с колокольни, он оказался сколотый и с глубокой внутренней трещиной, так что он не пел, а гудел, как кастрюля. Но он все-таки был подвешен на звоннице Борисоглебского монастыря, да так, что сколотый край был виден снизу. «Пусть видят, что Россия болеет», - сказал Андрей Онегин - московский звонарь, помогавший нам подвешивать колокола. Позднее этот колокол был запечатлен на обложке музыкального альбома «колокольные звоны Золотого кольца России». Мы и подумать не могли, сколько трудностей встретится нам на этом пути. Как тяжелы были разговоры с селянами, ведь без их разрешения мы не имели права снять колокол. Приехав в село, ходили по домам, просили выйти людей на сход. Ужасно трудно было говорить, когда видишь в их глазах недоверие и даже злобу: «Ишь чего захотели, колокол им подавай, убирайтесь, ничего не получите?» Наши жалкие бумажки, заверенные председателем райисполкома, вызывали еще большее негодование. «Не отдадим, он у нас по делу висит, когда коров согнать, брякнем, или получку получать, все сигнал». «Люди добрые, да разве ж ваши предки для того колокола отливали?! Петь он должен, дарить радость людям! Не спрячем мы их, развесим на звоннице, скоро действующий храм откроют в монастыре, дело-то богоугодное. А ведь вы не сбережете колокол, приедут, увезут, вы и опомниться не успеете». C большим трудом соглашались люди, а в некоторых случаях мы получали отказы. Обидно, что почти во всех селах колокола позднее были таинственным образом похищены. Лишь в Вощажникове уцелел колокол в 183 пуда, но его не так-то просто снять с колокольни. Да и люди там бдительны. До сих пор испытываю чувство вины по отношению к жителям села Георгиевское. Наверное, многие помнят наши визиты. Приехав первый раз в село и спросив разрешение сельсовета, мы уже готовили инструмент для снятия и транспорт. Но тут сбежался народ, и нас с позором выгнали. И тут мы совершили страшный проступок, решили использовать в своих интересах местную власть. Второй секретарь райкома партии Н.А. Шолин, побывав на собрании в колхозе, «положительно решил и этот вопрос» (сработала старая традиция - начальству не возражать). Второй раз в Георгиевское мы ехали с пренеприятнейшим чувством. В селе - тишина. День - субботний. Чтобы не встречаться ни с кем, я тоже поднялась на колокольню. Перед тем, как начать спускать колокол, мы три раза ударили в него на прощанье. Стали потихоньку подходить люди. Машину подогнали прямо к колокольне. Колокол плавно спускался на лебедке. Стоило огромных усилий выйти к людям. Вся съежилась, ожидая очередной словесный удар. Но люди уже по-доброму смотрели на меня, окружили колокол, внимательно его рассматривая и поглаживая, вблизи они его видели впервые. Он весь почернел от времени, покрылся патиной, с литыми иконками и херувимами, с надписью: «Лит на заводе купца Семена Чарышникова в Ярославле, весу 21 пуд 4 ф.». Прощание было печальным, никто не сдерживал слез, одна женщина сказала нам вслед: «Везите, да звоните там хорошо, чтобы и у нас, в Егорьевском, было слышно». И вот они все восемнадцать на звоннице: из Вески, Георгиевского, Семеновского, Щурова, Буйкина, Языкова, Березников, Никола-Пенья, с. Сипягиной Горы, Закедья, Козина, Титова-2, Мичкова, дар З. Еремеевой, два колокола были куплены у жителя Борисоглеба С.К. Шеина и Н.С. Смирнова из с. Андреевского. Прекрасная коллекция, представляющая лучшие колокололитейные заводы купцов Оловянишникова, Чарышникова, Самгина. Есть и совершенно уникальный колокол, от других он отличается даже формой своей юбки, отлит был еще в Встретились на нашей звоннице после долгой разлуки три брата-колокола, отлиты они были в конце XVIII века московскими купцами Набилковыми, владельцами многих мануфактур. Их родина - село Веска. Тщанием и радением этих купцов, содержанием их капитала в 12 тысяч рублей жила в Веске богадельня, в народе называемая «набилковской». В том же селе, на старом кладбище покоится прах родителей купцов Набилковых. В Колокол в Веске нам не отдавали. После нескольких попыток мы отступились. Помнится, во время споров на сходе я в глубине души радовалась за этих людей. Ведь они говорили об исторической памяти, о предках, о прежней красоте села. Вскоре украли колокол из с. Уславцево, а через месяц воры наведались и в Веску. Подкупили местных мужиков, и те за несколько бутылок водки с легкостью продали то, о чем говорили с такой любовью и бережением. Колокол ночью воры поволокли на тросах, но неподалеку от Вощажникова спрятали в яму у дороги и засыпали ветками; то ли силенок не хватило, то ли решили подождать, пока утихнут страсти. Утром выехали на поля механизаторы, увидели колокол, привезли в мастерскую и тут же позвонили нам в музей. Теперь он у нас на звоннице, самый большой, красавец - 22 пуда. С того времени прошло несколько лет. Борисоглебцы привыкли к колокольному звону, он стал не сенсацией, а привычным атрибутом в нашей повседневной жизни. Однако все эти годы я жила сомнениями о правильности содеянного. Снимая колокол с разрушенных церквей, мы одновременно отнимали у народа и последнюю память о прошлом. Понимала тогда, что во многом дело это было процессом искусственным, но мы были одержимы идеей. Летом Я не хочу прикидывать, нас рассудит время, потомки. 1995г.
Список колоколов Борисоглебского монастыря (на 1) Колокол - 2) Колокол - 3) Колокол - 4) Колокол - около 5) Колокол - около 6) Колокол - 7) Колокол - 8) Колокол - около 9) Колокол - 10) Колокол - 11) Колокол - около 12) Колокол - около 13) Колокол - 14) Колокол - 15) Колокол - 16) Колокол- 17) Колокол - вторая половина XIX в. Колокол куплен за 50 руб. у жителя п. Борисоглеб Шеина Сергея Константиновича. У колокола отсутствует одна проушная петля. 18) Колокол - XIX в. Колокол поступил в музей в октябре Все колокола поступили в Борисоглебский музей из сел и деревень Борисоглебского района. |
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи