joomla
Борисоглебский гармонист Виталий Королев Печать
( 27 Голосов )
Борисоглебские таланты - Наши таланты
19.09.2012 20:28

Мы открываем рубрику (пока без названия), первый выпуск посвящен Виталию Королеву.
  

 

01. Ехал я из Берлина                
02. Ночь светла
03. Семёновна
04. Над окошком
05. Лирическая. Цыганочка
06. Светит месяц
07. По муромской дорожке
08. Ах, вы сени, мои сени
09. Калинушка
10. Казачка
11. То не ветер ветку клонит
12. Ярославские вечорки
13. Эпилог

 

 


 

 

Виталий Королев. "Наигрыш".

 

 

Виталий Королев. Музыкальная картинка "Ехал я из Берлина". Поппури из песен военных лет

 


 

Человек-праздник. Так называют в поселке Борисоглебский Ярославской области Виталия Королева.

За свои 60 лет Виталий Королев провел 1000 свадеб, 100 раз был гостем передачи «Играй, гармонь», вошел в десятку лучших гармонистов России. Он лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей народного творчества, но главное, за что ценят его земляки – за широкую русскую душу, такую же веселую, как и его неизменная спутница гармошка.  Играть на гармошке Королев выучился сам. В послевоенные годы, в ярославской глубинке, где рос Виталий Королев, люди хоть и голодали, но праздники любили, готовились к ним заранее и отмечали с размахом.

Хотя в стране воинствовал атеизм, но в деревнях люди по старинке отмечали православные праздники – Пасху, Рождество, зимнего и летнего Николу.  Неизменным атрибутом деревенских посиделок была гармонь.

«Помню, соберутся гости у нас в избе, выйдет на середину мой дядька Иван Васильевич Нечаев и давай играть на гармошке. А я лежу на печке, голову с палатей высуну, и слушаю его игру. И казалось мне, - вспоминает Виталий Анатольевич, - что гармошка его – живая, что есть у нее сердце, как у человека, и что живет она своей, независимой от гармониста жизнью».

После того, как гости расходились, пятилетний Виталий слезал с печи, подходил к гармошке и старался ее погладить. Иван Васильевич, стоя в сторонке, наблюдал за племянником. Как-то раз, после очередного праздника, он подошел к сестре и сказал: «Вот, Мария, я оставляю гармошку твоему сыну. Чувствую, что будет он хорошим гармонистом». А Виталию сказал: «Учить я тебя не буду, вижу, что ты научишься сам».

С этой гармошки и началось серьезное увлечение Виталия Анатольевича игрой. «Восторгу моему не было предела, - вспоминает гармонист, - с гармошкой я не расставался ни на минуту. Я был готов играть на ней 24 часа в сутки. Даже спать мне не хотелось. И по ночам снилось, что играю».

В соседнем селе Галкино был клуб. Там собирались так называемые «вечорки». Парни и девушки сходились, чтобы потанцевать. Единственным аккомпанементом была гармонь.

«Помню я деревенскую «козулю», (так в Борисоглебском районе называли кадриль) у нас она называлась шестиколенной или шестизарядной, - рассказывает. - До сих пор у меня в глазах стоит эта сцена. Соберутся пар 6, встанут друг напротив друга – девушки и парни и начинают дробить. Шестиколенная козуля продолжалась не меньше 60 минут. Это было изнурительно, но очень красиво. Парни все мокрые от пота, но все равно танцуют. Через некоторое время в клубе поднималась такая пыль, что ничего не было видно. Тогда принесут веник с водой, все спрыснут, и снова начинают танцевать.  Кроме козули танцевали еще фокстроты, вальсы, кроковяки.

Я внимательно слушал игру, потом брал гармошку, уходил в баню и начинал тренироваться. Таким же способом учились все гармонисты. Раньше никто никого не учил - подростки сами перенимали игру по слуху. Когда я пошел в первый класс, я уже мог «сбацать» на гармошке «В лесу родилась елочка» и другие простенькие песенки. И несказанно удивил нашу учительницу, когда на новогодней елке вышел и сыграл несколько пьесок».

В 8 классе Виталий стал просить у родителей баян. Вокруг была страшная нищета, но отец пообещал купить ему инструмент. Зимой зарезали самую большую овцу и повезли продавать мясо на Сенной рынок в Ярославль. Правда, вырученных за овцу денег не хватило на баян, но, к счастью, удалось купить полубаян.

С того времени Виталий стал готовиться к поступлению в училище – купил себе самоучитель Басурманова и стал по нему разучивать пьесы. В 1964 году, после окончания восьми классов, Виталий Королев отправился поступать в Ярославское училище культуры. Ему очень хотелось учиться на оркестровом отделении, но в приемной комиссии сказали, что для этого необходимо закончить хотя бы 2 класса музыкальной школы. Однако, на прослушивании у деревенского парня обнаружились прекрасные музыкальные данные, и ему  предложили поступить на хоровое отделение. Единственный вопрос, который задал Виталий: «А баян там будет»?

Получив утвердительный ответ, он отнес документы на хоровое отделение и стал студентом училища культуры. В 1967 году Виталий Королев получил диплом с отличием и направление в Борисоглебский дом культуры. Потом, заочно закончил оркестровое отделение Московского института культуры. Предлагали талантливому музыканту играть в оркестре в Москве, но он так и остался в своем поселке Борисоглебском, ставшим за эти годы для него родным.

В феврале 1988 года в сознании Королева произошла самая настоящая революция. Случилось это, благодаря передаче «Играй, гармонь сибирская», которую Виталий Анатольевич случайно увидел по телевизору. Вели ее братья Заволокины – Геннадий и Александр.

«Эта передача поставила меня с ног на голову, - говорит Виталий Анатольевич, - Послушав сибирских гармонистов, я почувствовал себя учеником, понял, что пока еще мало что умею. Мне захотелось совершенствоваться в игре на гармони. Я стал импровизировать, создавать свои произведения».

Первая встреча с Геннадием Заволокиным у Королева произошла в 1990 году. В июле в городе Иваново проходил первый фестиваль- конкурс гармонистов России, и Виталий Анатольевич получил первый приз этого конкурса – заказную Шуйскую гармонь. Правда, гармонь эту сохранить Виталию Анатольевичу не удалось. В голодные перестроечные годы пришлось выменять ее на 6 мешков картошки.

Что делать, нищета - извечная доля творческого человека в России. Хотя, как признается сам Виталий Анатольевич, после того, как о нем показали сюжет на ОРТ, предложений, в том числе и коммерческих,  поступало очень много. Геннадий Заволокин много раз звал его поехать с ним с концертной программой по городам России, но Королев вынужден был отказаться – путешествовать не позволяло больное сердце.

Тем не менее, Виталий Анатольевич  стал завсегдатаем передачи «Играй, гармонь». «В этой передаче я выступал более ста раз, - рассказывает гармонист, - когда к нам в поселок приезжал депутат Государственной Думы РФ Анатолий Грешневиков, которого очень часто показывают по местному телевидению, я ему в шутку сказал: «А меня-то, пожалуй, чаще Вас по телевизору показывают», - смеется Королев.

Чем же заслужил такую популярность сельский гармонист? Королев сам создает аранжировки к популярным русским народным произведениям. Его обработки песен «По Муромской дорожке», «Коробейники», «Черноглазая казачка» и других признаны авторскими произведениями.

Недавно вышел диск с музыкальными произведениями Виталия Анатольевича.

Все 13 мелодий, записанных на диске – его собственные сочинения. С виду Королев – мужичок с ноготок. Росту в нем не больше метра пятидесяти. Маленький, сухенький, в неизменной голубоватой кепочке, которая стала его символом и талисманом. Со смехом рассказывает, как Геннадий Заволокин передал ему письмо одной из телезрительниц передачи «Играй, гармонь»! «Не помню как его зовут, - писала женщина, маленький в кепочке голубенькой, всю душу перевернул своей игрой – покажите его, пожалуйста еще раз»!

А вот отзыв на игру Виталия Королева профессора Санкт-Петербурнгского государственного университета Ирины Столяровой: «Его игра оставляет ощущение праздника, которое возникает у нас обычно при встрече с талантливым человеком, - как всякий настоящий художник, он никогда не повторяет себя, внося в давно исполненные вещи новые краски, новые акценты.

…Живая русская душа, со свойственной ей «чрезмерностью», предельной напряженностью в каждом переживании, влечением к простору, воле, непосредственно раскрывается в его игре». Не случайно, ни одна свадьба в Борисоглебе и округе не обходится без «Карандаша» - так с легкой руки Геннадия Заволокина прозвали односельчане Виталия Королева. Виталий Анатольевич вносит в свой дневник пометки о тех свадьбах,  на которых он играл. Недавно в этом дневнике появилась тысячная запись.

Его рассказы о приключениях на свадьбах можно слушать бесконечно. Вспоминает, к примеру, как в 1976 году селе Покровское женился молодой механизатор. Парень известный на всю округу, ударник труда, передовик. Свадьбу сыграли шикарную. А на второй день приходит гармонист на свадебный пир, видит - невеста в слезах, мать невесты мрачнее тучи, гости сидят как потерянные. Розлили водку. Жених встал, выпил стакан и скал. «Все мужики – не нужна мне эта жена, считайте меня холостым!» И вышел вон.

Оказалось, что невеста, пока парень служил в армии, не сдержала обещаний о верности и спуталась с другим парнем. Узнав об этом, жених решил ее таким образом «опозорить». Месть получилась жестокой. Правда и жизнь у механизатора-мстителя не задалась. Так он больше ни на ком не женился, после развала колхоза начал крепко попивать, жизнь, как говорится, прошла стороной…

Или не менее колоритный случай, когда в конце свадебного ужина у невесты начались схватки. «Скорая помощь» приехать не успела, и прямо на кухне  в сельской столовой невеста благополучно разродилась мальчиком. «Прихожу на второй день, невесты нет, - вспоминает Королев, - жених сидит один. Какая же свадьба  без невесты? Тогда находчивые гости предложили праздновать рождение малыша. На том и порешили, и свадьба загудела с новой силой».

Бывали и такие случаи, что гармонисту приходилось уносить ноги со свадебного пира. «Гуляли мы как-то свадьбу в столовой СПТУ, - вспоминает Виталий Анатольевич, - через два часа после начала свадьбы кто-то из родни жениха сказал неосторожное слово о матери невесты. Что тут началось!!! Пошли стенка на стенку. Сначала посуда полетела, стулья. Я нырнул под стол, но когда и столы начали переворачивать, тогда уж мне пришлось бежать что есть мочи восвояси»!

Полюбили русскую гармошку Королева не только земляки. Много раз он ездил со своими выступлениями в Югославию, Германию. Один из самых потрясающих случаев, происшедших в заграничных путешествиях Виталия Королева, произошел в Германии. На одном из уличных концертов, после того, как Королев сыграл «Катюшу», к нему подошел пожилой немец, снял шляпу, наклонил к гармонисту голову и показал огромную вмятину у затылка.

«Я посмотрел на него удивленно, а он только повторил несколько раз с сильным акцентом: «Шталинград», «Шталинград». Специально для него я сыграл «Подмосковные вечера», он заплакал, выгреб из кошелька все деньги, которые у него были, отдал мне, и со слезами пошел прочь».

Недавно, в качестве лауреата конкурса международного фонда «Филантроп» Королев отправился в Китай. Конкурс был серьезный. Всего в нем участвовало 1074 гармониста со всей России и из-за рубежа. Жюри отобрало 39 лауреатов, среди которых оказался и Борисоглебский «Карандаш».

«Впечатления от поездки в Китай остались самые приятные, - рассказывает Виталий Анатольевич, - хотя нас предупреждали, что китайцы народ недружелюбный, и к русским относятся очень настороженно, ничего подобного я не заметил. Выходил со своей гармошкой на улицу, и народ реагировал очень доброжелательно. Просили сыграть, слушали и аплодировали. Ведь многие китайцы видели русскую гармошку в первый раз в жизни».

Вернувшись из Китая, Виталий Королев устроил в Борисоглебе свой творческий вечер. На него собрались гармонисты из Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы. На этом вечере у работников местного дома культуры родилась идея – создать в Борисоглебе музей русской гармони.

«Этот музей мы решили открыть к 645 –летию поселка Борисоглебский, которое будет праздноваться в следующем году - рассказывает заведующий отделом культуры, спорта и туризма Татьяна Алексеевна Клопова, - помимо экспозиции, рассказывающей о Виталии Анатольевиче Королеве, там будет еще стенд, посвященный лучшим гармонистам района и также на нем будут выставлены уникальные гармошки».

Первый вклад в этот музей – «заказную» тульскую гармонь – подарок московского генерала Василия Юрьева, Виталий Королев уже подарил работникам ДК. Сейчас собирает для будущего музея все свои награды, дипломы и грамоты, которых у него несколько десятков.

Сам Виталий Королев – человек очень скромный, и вовсе не считает себя асом в игре на гармони. В разговоре со мной он признался, что за всю свою жизнь не достиг той меры мастерства, что было у его деревенского дядьки, пастуха и гармониста Ивана Васильевича Нечаева.

«Гармонь для меня и сейчас остается живым и загадочным существом, - говорит Виталий Королев, - На мой взгляд, человеческой жизни не хватит, чтобы исчерпать все возможности и понять все тайны этого простого и уникального инструмента – русской гармошки».

Елена БАТУЕВА

Статья, опубликованная при жизни В.А. Королева


Похожие статьи: