joomla
Прессслужба президента России: "Любознательность как профессия" Печать
( 1 Голос )
Борисоглеб политический - Блогпост
02.03.2012 14:06

Некоторые депутаты Госдумы бьют рекорды по запросам в органы власти и силовые структуры

Политические страсти в России достигли точки кипения. Госдума во вторник приняла в первом чтении инициированные президентом Дмитрием Медведевым законопроекты об изменениях в действующий закон «О политических партиях» и законопроект о прямых выборах губернаторов. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов обещает о случае своей победы на президентских выборах перераспределить полномочия от президента к Госдуме. Дескать, для того избиратели и выбирают ее депутатов, чтобы они бдительно контролировали исполнительную федеральную власть с многочисленными фактами ее прегрешений.

Правда, депутат Госдумы от той же «Справедливой России» Анатолий Грешневиков избрал объектом своего внимания отнюдь не федеральную и даже не региональную власть, а мелкие фирмы и администрацию Борисоглебского района Ярославской области. За два года он направил 61 (!) депутатский запрос в районную прокуратуру и администрацию, хотя это и слабо согласуется с ее статусом органа местного самоуправления.

Пару лет назад председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин заявил, что депутаты Госдумы используют «депутатский статус в личных целях». Разумеется, нет смысла огульно обвинять кого-то из народных избранников, не имея на руках соответствующих улик. Но разобраться в том, на что могут быть направлены главные усилия того иди иного народного избранника, все же, наверное, стоит. Тем более что депутатский запрос остался чуть ли не единственным полем их самостоятельной деятельности после того, как Госдума фактически превратилась в машину по принятию законов, разработанных в Кремле и Белом доме.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы ФС РФ «любой народный избранник вправе направить свой личный запрос в органы пласти «по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц». То должностное лицо, которому направлен запрос, по закону обязано в течение месяца дать на него ответ в письменной форме. Более того, автор запроса имеет прпво принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им вопросов «на закрытых заседаниях соответствующих органов»

Причем о дате их проведения он должен быть извещен не позднее чем за три дня до заседания.

По статистике депутаты Госдумы ежегодно отправляют в различные органы власти свыше 600 запросов. На сайтах, обучающих искусству лоббизма, есть даже инструкции, как пользоваться «золотой жилой» депутатского запроса в интересах бизнес-структур. Да и предпринимателей, желающих заручиться депутатским запросом в своих коммерческих интересах, на протяжении всей постсоветской истории всегда было более чем достаточно. Если есть и предложение, и спрос - возникает рынок. Причем, как говорят злые языки, за последние годы коммерческий тариф на депутатские запросы значительно упал. Если десять лет назад, по слухам, минимальная стоимость депутатского запроса равнялась 10 тыс. долларов, то сейчас цена, по тем же слухам, резко снизилась.

Есть несколько типовых сценариев депутатского запроса. В первом случае он направляется в орган исполнительной власти, чтобы подтолкнуть «слишком медлительного» чиновника к положительным действиям в пользу заказчика. Вопрошая «доколе?», депутат дает понять, что в случае дальнейшей «нерешительности» чиновника обратит на нее внимание вышестоящих или силовых органов. По другому сценарию острие депутатской любознательности направляется против конкурента заказчика. В этом случае депутатский запрос идет в контролирующие, то есть силовые органы.

Силовые структуры не могут закрыть на них глаза, поскольку справедливо опасаются, что активный депутат в этом случае пожалуется на «подозрительное бездействие» контролирующих органов. В итоге при благоприятном развитии событий против неугодного бизнесмена заводится уголовное дело. А если этого не происходит, то все равно депутатское негодование, сопровождающееся обличительной кампанией в средствах массовой информации, делает свое дело - активы конкурента тут же падают в цене на чутком к настроениям властей рынке.

Конечно, найти прямые улики, свидетельствующие о материальной заинтересованности депутата в подобном лоббизме, как правило, нереально. Нет, разумеется, никаких оснований сомневаться в кристальной честности и депутата Грешневикова, направлявшего, например, в далеком 2004 году депутатский запрос заместителю генпрокурора РФ в Южном федеральном округе с просьбой проверить негативные факты деятельности ООО «Ставропольрегионгаз» и его руководителя Рауля Арашукова. Эта компания тогда задолжала «Межрегионгазу» (дочерней компании ОАО «Газпром») свыше 3,5 млрд. руб. В итоге с помощью депутата Грешневикова «Газпром» получил свои деньги обратно. При этом так и осталась непроясненной причина столь сильной заинтересованности ярославского народного избранника в коммерческих спорах в Ставрополье.

За восемь минувших лет масштабный горизонт деятельности бывшего выпускника Ленинградского госуниверситета по специальности «Журналист» сильно сузился. Как уже было сказано выше, теперь главным полем его битвы стал Борисоглебский район Ярославской области. Пристального внимания депутата Госдумы удостоились некие ОАО «Вощажниково», ООО «Новая Родина», ООО «Агроальянс», вопрос приватизации жилого дома семьи Птицыных и прочие наболевшие вопросы российской политики, включая наличие диплома о высшем образовании у главы ОАО «Вощажниково».

За последние два года Грешневиков направил 28 обращений в адрес районной администрации и 33 запроса в районную прокуратуру. Правда, такая активность осталась безрезультатной. По всем 33 запросам Грешневикова прокуратура Борисоглебского района провела проверки и ни разу не выявила нарушений. То же самое касается и всех 28 запросов, направленных им в адрес районной администрации. Семь из них являются коммерческой тайной предприятий, два затрагивают конфиденциальную информацию, а прочие 19 попросту не входят в компетенцию органов местного самоуправления. Да и сам депутат Госдумы никаким законом не относится к лицам, осуществляющим контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Странно, что об этом не догадывается столь многоопытный депутат, уже двадцать лет занимающий кресло в федеральном парламенте. В любом случае такая ситуация - предмет особого внимания для комиссии Госдумы по этике, которая наверняка в состоянии помочь федеральному парламентарию вернуться к своим прямым обязанностям.

ИГОРЬ СОРОКИН

 

ПРЕСС-СЛУЖБА ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

ЧЕТВЕРГ, 1 МАРТА 2012 ГОДА

Стр. 5 2012-03-01

 

Также опубликовано в газете "Новые известия" от 01.03.2011


Похожие статьи: