joomla
Муниципальный музей: куда лететь на крыльях птичьих чучел? Печать
( 2 Голосов )
Новости - Другие новости
09.04.2014 17:11

20140409-2Старинное деревянное двухэтажное здание при въезде в Борисоглеб привлекает внимание любого, кто впервые попадает в поселок. Из-за добротного металлического забора видны чудные мохнатые сосны. Люди теряются в догадках, что это за объект. Частное владение кого-то из нуворишей, приобретших купеческий особняк по случаю? Музей? На заборе никаких опознавательных знаков. А калитка часто закрыта.

Случайные прохожие тоже не всегда могут ответить на вопросы приезжих. Повезет, если попадешь на старожила. Расскажут, что это бывшая ветстанция, здесь же жили когда-то и ее работники. Теперь музей. Кто-то назовет его краеведческим, кто-то - музеем гармошки. Спросишь, были ли в нем сами, улыбнутся в ответ и отрицательно качнут головой: некогда, мол.

На самом деле история этого здания куда старше «ветеринарного» периода. Построено оно в начале ХХ века, и в прошлом году, как раз в одно время с юбилеем поселка, исполнилось ему 100 лет. Декоративные элементы, окна здания сохранили типичные черты стиля модерн, популярного в начале прошлого века в России. В Ярославле сохранилось всего несколько зданий такого типа, каждое посвоему уникально. Борисоглебское тоже. К тому же в районе оно единственное.

Располагалась здесь когда-то дорожная служба. Она ведала сбором пошлины. А после революции здание действительно было передано под нужды ветеринарной службы уезда. Учреждение занимало первый этаж, а на втором жил первый ветврач района Василий Александрович Захарьевский. В 20-30-е годы он вел большую работу по ликвидации очагов сибирской язвы в области, а в 1938 году был вдруг объявлен врагом народа и репрессирован.

В доме продолжали жить работники станции. Он ветшал, и несколько лет назад все жильцы были выселены из него. В 2007 году здание было передано на баланс местной администрации, которая и решила разместить в нем краеведческий музей. Подчиняется он отделу культуры администрации МР. Занимает несколько комнатушек на первом этаже. Они наскоро отремонтированы, и здесь какое-то время действительно основную часть экспозиций занимали Борисоглебские гармошки. Сейчас они перебазировались в Дом культуры. Говорят, на время. Там открылась их выставка. А в музее в одной из комнат - экспозиция чучел пернатых, обитающих на территории области.

В другой - стенд с копиями фотографий, рассказывающих о съемках в Борисоглебском художественного фильма «Хождение за три моря» про Афанасия Никитина, первым из русских купцов посетившего Индию. Снимался он в 1956 году советским и индийским режиссерами - Василием Прониным и Хаджа Аббасом. Пронин был также режиссером советского фильма «Казаки», снятого по повести Льва Толстого, который даже номинировался на «Пальмовую ветвь» в Каннах. А Ходжа Аббас - индийский писатель и режиссер, много работавший с известным индийским деятелем кино Р. Капуром. Роль Афанасия Никитина в фильме исполнил Олег Стриженов - кумир советской молодежи тех лет.

За стеклянной витриной - фототехника 60-х прошлого века. Соседство, близкое к кино, но связи между экспозициями, по большому счету, нет.

Случайными выглядят и представленные в музее куклы в нарядах, сшитых, безусловно, талантливой местной жительницей Мариной Цибульской. Но непонятно все же: зачем здесь эти платья? Что несут? О чем рассказывают? Вот если бы они представляли наряды крестьян, живших в этих краях, хотя бы во времена Иринарха затворника, наверное, было бы интересней и познавательней для борисоглебских школяров - самых частых посетителей музея. Они проходят сюда, чтобы дополнить школьные уроки по природоведению и послушать голоса редких птиц. Живьем их в Борисоглебе не услышишь.

По словам Ольги Валентиновны Залыгаловой, заведующей музеем и ведущей экскурсии, она старается разнообразить свои рассказы для ребят викторинами, играми, сделать их интересными. Но возможности музея, мол, невелики, с финансами проблема. Наверное, экспозицию птиц в плане знакомства с природой мог бы дополнить гербарий местных растений, к собиранию которых можно привлечь тех же школьников. Тогда бы выстраивалась какая-то единая концепция природы родного края.

И экспозиция, посвященная съемкам знаменитого фильма, нуждается не просто в копиях фотографий, но и в живых воспоминаниях участников событий. Найти их, побеседовать с ними могли бы и школьники. Возможно, это внесло бы живую струю в деятельность музея. Ее здесь явно не хватает.

А судьба ветврача Василия Александровича Захарьевского, жившего в этом доме, разве не интересна? И борьба с эпидемиями, которую вели местные ветврачи, тоже могла бы стать предметом исследования местных краеведов, а затем найти свое отражение в экспозиции музея. И история репрессий тоже. Сколько народа пострадало от них в Борисоглебском районе: священство, специалисты народного хозяйства, купцы, просто крестьяне и рабочие, умелые и честные люди.

А еще можно заняться историей дорожной службы России XIX-начала XX веков, для которой и строилось это здание. Рассказать о пошлинах, которые ею собирались, о товарах, которые ввозились в Борисоглеб и которые из него вывозились. Вон сколько музеев открылось за последнее время в Ростове Великом - Дом ремесел, Музей хлеба, сказочный Музей Царевны-лягушки. Все это привлекает в город туристов, дает работу жителям, особенно летом, развивает инфраструктуру. Чего же не хватает Борисоглебу для этого? Явно не денег. Души, изюминки - если иметь в виду именно музей. Да, экспозиции есть, бывают - к датам, событиям… Случайные. Но этим ли живут хорошие музеи? А Борисоглебский край достоин только хорошего музея.

Ирина Васильева

Газета «Борисоглебские вести» №13 от 04.04.2014

20140409-3


Похожие статьи: