Все Борисоглебские новости в Твиттере
Главная Борисоглеб туристический Записки интроверта. Борисоглебский монастырь. Часть третья



Архив голосования

Архив голосования

Случайная статья

В Ярославской области могут открыть индийский завод по переработке молока

Индийские компании рассматривают варианты открытия в Ярославской области предприятий по переработке молока, производству автокомпонентов, спортивного инвентаря. Таков итог участия нашего региона в международном инвестиционном саммите «Энергичный Гуджарат», который...

Система Orphus
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Записки интроверта. Борисоглебский монастырь. Часть третья Печать
( 0 Голосов )
Борисоглеб туристический - Статьи
17.03.2012 15:28

Моё 11-летнее чадо (точнее, чудо вполне интеллигентного вида с косичками по имени Катерина) не разделяет моего пиетета перед всяческими историческими древностями. Она – дитя 21 века, со всеми прилагающимися недостатками и достоинствами. Когда встречаем на улице два рядом стоящих здания, одно из которых – современная коробка-пятиэтажка (чем выше, по её мнению, тем лучше), а второе – русский деревянный столетний теремок с качелями и кошкой в палисаднике, можно не спрашивая быть уверенным, какое из строений она предпочтет. Густонаселенный бетонный монстр ей милее. Не желает пока понимать, в чем истинная прелесть старинных игрушечных домиков, категорически ставя вердикт: “сейчас так не живут, мама, ты отстала от жизни!”. И никакие аргументы в расчет не принимаются.

Человеческая природа – величина постоянная, она одинакова – хоть в 21, хоть в 20, хоть в 14 веках. Меняются декорации, орудия производства (привет «Капиталу” Марксэнгельса), насыщенность информационного потока, властные верхушки, мода, совершенствуются достижения прогресса. Но несмотря ни на что, рано или поздно наступает момент, когда человек задает себе вопрос: ”Таки что дальше? Вот мне уже тридцать (сорок, пятьдесят, и т.д.), я заработал все деньги в мире (или не заработал ничего, я лузер; или заработал не все, но мне надоело жить для того, чтобы только зарабатывать), поставил на ноги детей (или даже внуков; или многократно женился и менял любовниц; или детей Бог вовсе не дал, а жены разбежались и меня никто не любит), застроил город домами и вырастил лес деревьев. Я всё это уже сделал. Дальше-то мне куда???” Вопрос серьезный, и ломали над ним голову во все века. Способов заполнить пустоту внутри множество – счастлив тот человек, который нашёл правильный для себя и полезный для окружающих ответ. Начиная с 14 века в России одним из направлений, избираемом на распутье, была жизнь в монастыре. Когда единственным выходом казался полный уход из мира. Иноками становились по разным причинам. Кого-то жизнь придавила страшным горем, и человек приходил за избавлением от боли. Кому-то пустота показалась бездонной – и смысла существования в праздной суете он уже не видел. Кто-то при рождении своём уже был Божьим Странником – такие люди смысл своей жизни видели в благочестии и молитвах за оставшихся в миру. Также были среди них такие, кто в любой толпе всегда стремился к уединению, окружая себя невидимой непроницаемой стеною, асоциальные одиночки-отшельники, не умеющие жить в обществе, самодостаточные сильные личности, способные направить сбившихся с пути и поддержать упавших духом – вот таковые становились основателями первых русских монастырей, а впоследствии – их настоятелями. Как правило, монастырь начинался с нескольких деревянных рубленных  изб-келий, окружающих невысокий деревянный же храм где-нибудь в лесной чаще или на пустынном берегу водоёма. История возникновения каждого монастыря – это отдельная легенда. Борисоглебский монастырь основали два брата, старцы-отшельники Феодор и Павел, пришедшие на Ростовскую землю из Новгорода Великого (пользуясь случаем, передаю привет новгородцу Константину Ч.). Указать место для постройки храма они попросили преподобного отца Сергия Радонежского (зачинателя-инициатора массового строительства монастырей по глухим, незаселенным землям России, своего рода церковной колонизации новых территорий, способствуя таким образом расширению границ государства и усилению его мощи). Отец Сергий привел отшельников на берег лесной реки Устье – с того момента ведет историю Борисоглебский монастырь (1363 год). Постепенно к Феодору и Павлу присоединилось еще несколько человек (не отказывали никому – в лесной чащобе в одиночку не проживешь, всем рабочим рукам были рады), и монастырь, обнесенный забором (сплошь деревянный), мог уже вести самостоятельное хозяйство. К намоленному месту стали приходить окрестные крестьяне (в церкви всегда стекался народ) – приносили пожертвования, а кое-кто стал потихоньку переселяться под стены монастыря. Так монастырь стал обрастать крестьянскими дворами, которые ставились на месте вырубленного леса. Слободы росли, земли вокруг распахивались и засеивались, монастыри в средневековой Руси являлись своего рода ”деревнеобразующим предприятием”. Если бы не масштабная монастырская колонизация 14 века, мы бы сейчас не досчитались доброй половины деревень и городов в Центральной России.

Как правило, в то или иное время, в монастырях жила некая легендарная личность, инок-подвижник, зачастую затворник, обрекший себя на разного рода изнурительные работы и истязания, дабы усмирить плоть и укрепить дух, чтобы возвыситься над слабостями человеческими, презрев боль и страдания. Когда читаешь об их деяниях – просто невероятным кажется, как простой человек, такой же, как вы и я, может много лет выдерживать такую жизнь. Судите сами. Преподобный Иринарх прожил в Борисоглебском монастыре 38 лет – с 1578 по 1616 год. Из которых 30 лет провел в затворе, приковав себя цепями к тяжеленному (около 70 кг) березовому стулу, в крошечной келье размерами 2,8 на 1,4 метра. Питался хлебом и водой, спал по 2 часа в сутки, не носил обуви ни зимой, ни летом, зато к ногам его были прикованы вериги и путы весом около 100 кг. На голову надевал тесное железное кольцо в 1,2 кг. Плюс носил на себе сто медных крестов полфунта каждый (около 20 кг всего). Тело своё ежеминутно бичевал он железной палкой – и при этом еще и занимался какими-то послушаниями (обязательными работами). Изнеженным цивилизацией людям в 21 веке сложно осознать смысл таких подвигов – сам же Иринарх на вопрос “Как ты сию муку терпишь?” польского пана Сапеги, гетмана вражеской польской армии захватчиков, разоряющей русские земли и добравшейся до Борисоглеба, ответил:”Бога ради терплю сию муку и темницу в келии своей”. Пан Сапега пощадил монастырь, будучи потрясен силой русского духа, пожертвовал Иринарху пять рублей денег и в качестве охранного знака оставил своё знамя. Это польское знамя хранилось в монастыре вплоть до революции 1917 года.

Если вы всё еще читаете эти строки – значит, я старалась не напрасно, а вам – респект за долготерпение) Мы движемся к финалу.

Авторитет Иринарха привлекал к нему лично и к монастырю в целом множество людей всех сословий - как при жизни затворника, как и после его смерти. К мощам преподобного приезжали со всех уголков России – они оказались чудотворными, и стали драгоценной реликвией монастыря – ”преизливающийся источник преславных чудес”. В дореволюционных изданиях, посвященных монастырю, упоминается документальный список чудесно исцелившихся больных. Так что при всём здравом скептицизме, Фомой неверующим остаться довольно сложно…Оплотом веры, надеждой для молящихся, утешением для сокрушенных сердцем через всю свою историю несколько веков служил монастырь. 561 год – в 1924 году монастырь был упразднен.

Каким-то чудом после революции в монастыре не были разрушены и взорваны никакие здания. Но мародеры-большевики вынесли абсолютно всё подчистую (в том числе бешеных денег стоящий иконостас 16 века из собора Бориса и Глеба), оставив голые стены. Само собой, советская власть быстро нашла применение опустевшим помещениям – отделение Сбербанка, пионерский клуб, общежитие милиции, склады зерна и льноволокна, колбасный и кондитерский цеха, автогараж, ледник – варварский список, не отличающийся оригинальностью…На протяжении 70 лет в монастыре, как и повсеместно в культовых сооружениях России, царила мерзость запустения.

Что собой представляет Борисоглебский монастырь в наши дни – я постаралась показать и рассказать в фотоальбоме - http://foto.mail.ru/mail/liletter9/myborisogleb .Там же, как обычно, есть личные комментарии, по большей части касающиеся архитектурных нюансов. Очень хотелось достучаться до ваших сердец, если удалось – значит, мы мыслим одинаково)))

Автор: lidushka_39


Похожие статьи:

 
ОБЯЗАТЕЛЬНО поделись ссылкой с другими!

Комментарии   

 
0 # мишутка 20.03.2012 08:36
Я не говорил про монастырские стены... Я говорю про его жизнь, про людей, которые жили в нём и вокруг него.
Сообщить модератору
 
 
0 # Дмитрий 20.03.2012 08:18
Борисоглебский монастырь - один из немногих, которые не подвергались осаде. При таких грандиозных размерах они ни когда не участвовал в военных действиях. Ближе всех к нему подошел Сапега, но и тот оставил войско за воротами. Так что ни войны, ни революция своих следов на нем практически не оставили.
Сообщить модератору
 
 
+3 # мишутка 18.03.2012 05:53
Интересно!!! Хоть я и не религиозный человек, и не совсем понимаю людей подобных Иринарху..., но мне очень интересна сама история. Приехав в Борисоглеб, я был поражён величием монастыря... Я ходил по его стенам, заглядывал в самые укромные его уголки (тогда это было ещё возможно). И перед глазами вставали картинки из прошлого... Как жили здесь люди за много веков до нас... Настоятели, монахи, послушники, Пересвет, осады и нашествия, войны и революция... Ведь каждое историческое событие непременно отражалось на жизни монастыря и прилегающих к нему слобод... Пишите ещё. Это очень интересно.
Сообщить модератору
 

Недостаточно прав для комментирования - пройдите регистрацию на сайте