Главная Борисоглеб туристический Чтобы от Ростова железная дорога шла к Борисоглебским слободам...

Яндекс.Метрика
Чтобы от Ростова железная дорога шла к Борисоглебским слободам... Печать
( 2 Голосов )
Борисоглеб туристический - Статьи
22.01.2013 09:46

Борисоглебским жителям, вынужденным ездить по учебной или рабочей надобности в иные города и веси, хорошо знакома единственная дорога в переполненном автобусе. Оказывается, столетие назад могло произойти событие, которое существенно изменило бы не только транспортную, но и другие стороны жизни Борисоглеба и окрестностей. Речь идет о строительстве железной дороги от Ростова до Углича. В Ростовском филиале Государственного архива Ярославской области сохранились документы, благодаря которым стали известны некоторые подробности этого проекта.

Наш рассказ начнется с событий, хорошо известных местным краеведам. 2 марта 1885 года санкт-петербургский купец первой гильдии Алексей Леонтьевич Кекин составил духовное завещание, которое, будучи обнародованным уже после его смерти, последовавшей двенадцать лет спустя, потрясло не только жителей родного для него города Ростова, но и всю страну. Почти всё свое имущество А.Л. Кекин передал в собственность ростовского городского общества. Параграф завещания под литерой «Г», среди прочего, гласил: «если из тех же доходов будут свободныя денежныя суммы, то их употребить на устройство железной дороги от Ростова до С.-Петербурга». Хотя Углич здесь не упомянут, было вполне очевидно, что дорога до Санкт-Петербурга может идти именно через этот город. Об этом свидетельствует и письмо А.Л. Кекина к А.А. Титову, написанное спустя полгода с момента составления завещания (18 ноября 1885 года): «Шоссе к Борисоглебу дорого обходится, а рано ли, поздно ли - железная дорога может быть тут на Тихвин и СПб. До Ладоги она уже утверждена. Затем они поневоле повести будут должны для дохода до Тихвина, затем до Устюжны, Углича и Ростова».

19 ноября 1896 года несколько гласных (депутатов) Ростовской городской думы обратились к своим коллегам с заявлением, обосновывавшим необходимость строительства железной дороги Ростов - Углич: «Девяносто-верстное между этими городами разстояние, покрытое массою лесов, местами с прекраснейшею и плодороднейшею землею, с населением весьма предприимчивым, но, силою обстоятельств, лишенным возможности идти дальше кустарнаго промысла, едва доставляющего населению возможность прокормиться, разстояние это при существующих грунтовых дорогах есть главная причина экономическаго застоя во всех отрослях сельскаго хозяйства, торговли и промышленности всей полосы, лежащей между Ростовом и Угличем. С проведением между этими городами железной дороги весь этот край круглый год будет представлять из себя оживленнейший район вывоза всякаго рода лесных материалов, продуктов сельскаго хозяйства и кустарнаго производства, направляясь через Ростов в Москву. С соединением-же в будущем Углича рельсовым путем с одной из ближайших станций Рыбинско-Бологовской Ж.Д. вся торговля и промышленность Ростова и его уезда значительно выиграет благодаря тому почти прямому направлению, по которому будут следовать в Петербург и к Балтийским портам продукты нашего производства через Углич и по Рыбинско-Бологовской Ж.Д.».

Один из подписавшихся под этим заявлением, и, судя по слогу, его автор - уже упомянутый нами Андрей Александрович Титов - ростовский купец, земский деятель, ученый, меценат, один из основателей Ростовского музея. На очередном заседании городской думы он был избран для ходатайства о проекте в министерстве финансов. Однако дальнейшая судьба этого начинания осталась не до конца известной даже самим его инициаторам. Только публикация в «Вестнике финансов, промышленности и торговли» 1897 года свидетельствовала о том, что «желательность этой дороги Министерством была признана и постройка оной, как видно, отложена только на некоторое время».

Ярославское губернское земское собрание сессии 1901 года постановило вновь возбудить ходатайство о соединении железной дорогой Углича и Ростова. Губернская земская управа запросила ростовскую городскую управу о размерах пассажирского и грузового движения по этой дороге. Сведения предоставил всё тот же А.А. Титов.

Однако затем, на несколько лет, обсуждения прекращаются. Сыграла, видимо, свою роль политическая нестабильность в стране, русско-японская война, революция 1905-1907 годов. Но вот ситуация налаживается, и вопрос снова поднимается на повестку дня. 10 декабря 1909 года губернское земское собрание постановило «признать желательными» для губернии строительство железных дорог по направлениям Иваново-Ростов-Углич-Кашин и Владимир-Суздаль-Аньково-Великое-станция Козьмодемьянск, а затем поручило уездным и городским управам, для подкрепления ходатайства к правительству, собрать сведения экономического характера. Выполняя это поручение, ростовская уездная управа, с помощью гласных суздальской городской думы, в феврале 1910 года разработала специальную анкету. Ответы на неё, полученные от местных промышленников и предпринимателей, представляют собой ценный источник, в том числе, по экономической жизни Борисоглеба и окрестностей начала прошлого века. Среди «ответчиков» - Его Сиятельство граф Сергий Дмитриевич Шереметев, Борисоглебское крестьянское общество, владелец борисоглебского трактира Алексей Егорович Городничев, Вощажниковское волостное правление, торговцы-промышленники из Вощажникова Константин Васильевич Земсков и Титовы.

23 января 1911 года жители Борисоглебских слобод в составе 104 человек из общего числа всех 206 домохозяев, имеющих право голоса, собрались на сход. Заслушав доклад членов комиссии, они постановили: «убедиться, что проведение железной дороги чрез Борисоглебския Слободы было бы весьма желательным и для нас полезным... желательно бы было проведение линии железной дороги Борисоглебскими слободами мимо слободы «Подзорной» и иметь полустанок поблизости к слободам...». 26 января 1911 года совещание по вопросу о необходимости соединения Ростова и Углича железной дорогой состоялось уже в помещении Ростовской городской думы. В списке приглашенных, среди прочих, значились Иван Евфимович, Алексей и Михаил Ивановичи Чаловы, управляющий Вощажниковским имением Н.Ю. Обрехт, земский начальник пятого участка Ростовского уезда, борисоглебский волостной старшина. Совещание пришло к заключению о необходимости ходатайствовать, «чтобы от Ростова железная дорога шла к Борисоглебским слободам, а затем по направлению к селу Давыдову и, проходя вблизи этого села, прошла Угличским уездом в том направлении, какое будет выбрано наиболее лучшим...».

20 августа 1912 года учредители по проекту сооружения подъездных железнодорожных ветвей к казенным железным дорогам Алексей Константинович Ушков и Вячеслав Александрович Яцына получили Высочайшее разрешение на производство изысканий во Владимирской, Костромской и Ярославской губерниях ряда подъездных ветвей к казенным железным дорогам, в том числе линии «Ростов-Углич». Известив об этом уездную управу, учредители просили помочь в сборе сведений экономического характера. Тем временем, в начале 1913 года на изыскания этой линии была командирована разведочная партия под руководством инженера ВВ. Борисоглебского. 9 февраля он выслал земству план вопросов, а 17 февраля, письмом из деревни Турово, известил о маршруте предполагаемой трассы: «около Конякина, левее Бахматова, через Дубровию (так в документе - О.Н.), около Андреевскаго, около Березников, Денисовки, села Пенья. Далее полагаю направиться к дер. Калинин (так в документе, правильно - Калинине - О.Н.) Угличскаго уезда».

11 июня 1913 года уездная земская управа сообщила строителям дороги необходимые статистические данные, полученные от волостных правлений. Так, населения в районе предполагаемой постройки железной дороги «оказалось» около пятидесяти тысяч человек. Пахотной земли - 35514 десятин. В это число включены были угодья, засеянные рожью, овсом, картофелем, горохом, льном; сюда же были отнесены огороды и земля под паром. В окрестностях Борисоглебских слобод и к северо-западу от Ростова «проживало» 5386 лошадей, 13557 и 7208 голов крупного и мелкого рогатого скота соответственно. В документе перечислены предприятия: тридцать картофелетерочных заводов, двадцать одна кузница, девятнадцать кирпичных заводов, одиннадцать паровых мельниц, десять столярных мастерских, пять толчеи, по четыре лесопильных и маслобойных, по два кожевенных; изразцовых и гончарных, одна фабрика (недействующая). Грузооборот всех указанных предприятий был равен приблизительно четырем миллионам пудов. Площадь лесных дач в пределах района проектируемой дороги равнялась 8803 десятинам. В сёлах Вощажниково и Давыдово проходили еженедельные базары, в Борисоглебских слободах, кроме этих базаров, ещё и ярмарка. Годовой оборот всех торговых пунктов достигал до трёх миллионов рублей. Средняя стоимость земель в уезде была равна ста рублям за десятину. «Строительные материалы, как то: камень, песок и известь имеются повсеместно и в достаточном количестве».

В результате произведенных изысканий трасса ветви к весне 1913 года определилась не совсем так, как хотелось бы местному населению. От станции Ростов линию предполагалось провести, оставляя деревни: Уваиху влево на две версты, Конякино (Хонятино) влево на три четверти версты, Дарцову влево на одну с четвертью версты, Сажино влево на версту, Бахматово вправо на версту, Дуброво и Запурье - на линии, Андреевское вправо на полверсты, села: Березники вправо на полверсты, Пенье влево на полверсты, Архангельское -на линии, Плечево влево на полторы версты, Климову и Калинину влево на полторы версты, Рычкову влево на версту. Затем линия переходила в пределы Угличского уезда по направлению к городу Угличу.

2 июня 1913 года учредители уведомили председателя уездной земской управы Георгия Михайловича Леонтьева о том, что проект железнодорожной ветви Ростов - Углич внесен ими в железнодорожный департамент министерства финансов. Г.М. Леонтьев был избран ростовским уездным земским собранием и утвержден губернатором в качестве представителя в «междуведомственную» Комиссию по рассмотрению проекта о железнодорожной ветви Ростов-Углич. 1 октября 1913 года в управу была прислана отпечатанная в типографии отдельной брошюрой пояснительная записка по внесенному на рассмотрение Правительства проекту сооружения ветви «Ростов-Углич», составленная учредителями. В «Записке» содержалось подробное описание района будущей дороги, рассчитывались предполагаемые доходы от ее эксплуатации.

На документах 1913 года история проекта обрывается. Что же помешало его воплощению в жизнь? Скорее всего, начавшаяся в 1914 году первая мировая война отодвинула строительство на второй план, как и множество других проектов. Возможно, вопрос об этом поднимался и после революции 1917 года, однако это предмет уже другого исследования.

А если бы железная дорога все-таки была проведена? Изменилась бы ситуация так, как мечтали наши предки, или последствия были бы менее предсказуемыми? Предлагаю читателям «Нового времени» поразмыслить над этими вопросами. А может, кто-то помнит рассказы родителей и старших родственников об этом несостоявшемся проекте? Просьба к борисоглебцам поделиться сведениями с автором статьи: 152150, г. Ростов, ул. Ростовский кремль, д. 1, научному сотруднику исторического отдела О.О. Непоспехову. Телефон: (848536)6-25-53, добавочный 181; электронный адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Олег НЕПОСПЕХОВ.

Газета «Новое время» №58 от 11.08.2010г.


Похожие статьи:

 
ОБЯЗАТЕЛЬНО поделись ссылкой с другими!

Недостаточно прав для комментирования - пройдите регистрацию на сайте