Главная Борисоглеб православный А. Казаков: Хорошее дело - растить сыновей

Яндекс.Метрика
А. Казаков: Хорошее дело - растить сыновей Печать
( 8 Голосов )
Борисоглеб православный - Полемика
30.12.2012 19:21

20121230-1В древности знатный отец уже в 2-3 года сажал сына на коня, присматриваясь, что из него получится в будущем; а в 12 вручал ему два меча, означавшие, что через 9 лет сын должен стать совершенным воином и защитником своего рода. Но то было в древности. А как сыновей воспитывают сегодня? Размышлениями и собственным опытом по этому вопросу делится воспитатель кадетского отряда средней школы села Ивановского, отец двух взрослых сыновей Анатолий Михайлович Казаков .

Восемь лет работы с кадетами в нашей школе показали, что все чаще отряд пополняется ребятами из неполных семей, то есть из семей без отцов. В сравнении со своими сверстниками мальчишки эти, как правило, менее собранны, менее аккуратны, менее дисциплинированны, но более изнежены и инфантильны. Не многим отличаются от них и ребята из тех полных семей, где воспитанием занимаются только мамы. Годам к 12, после вступления в так называемый переходный возраст, отношения подростков и родителей начинают портиться. Переход в более взрослое состояние и проявляется как протест мужской природы против главенства над ней женской.

Мамы, заметим, к этому протесту не всегда относятся с пониманием. Отсюда и разнообразные - от угроз судиться до желания убежать из дома - конфликты подростков в семьях. Хотя есть и обратная картина - полное подчинение мамам, что тоже нельзя назвать благополучным. Естественное мужское начало подавляют в подростках, по мнению профессора В.Ф. Базарного, и сегодняшние школы. Девочки, считает он, развиваясь в силу своей природы на 2-3 года раньше ребят, становятся в классах фактическими лидерами. Это разрушительно действует на психику будущих мужчин. Добавим преобладание в школах женского педагогического начала. И станет ясно, что за внешней взрослостью и презентабельностью сегодняшнего юноши-выпускника чаще всего скрывается все тот же «теленок». Если судить, конечно, не по его жизненным запросам, а по таким критериям, как ответственность, мужество, умение в трудную минуту подставить плечо.

А теперь представим, что такой сыночек попадает в армию. Многие ошибочно полагают, что там, наконец-то, в нем будет сформировано мужское начало. Конечно, год службы - тоже испытание. Но на прочность проверяется то, что уже заложено. Иначе говоря, в сегодняшней армии актуальнее не падать, чем развиваться. Такого мнения придерживаются наши не так давно служившие в армии кадеты-выпускники, отслуживший в десанте мой старший сын и служащий сегодня в тех же войсках младший. И «дедовщины», считают они, в армии сегодня нет. Есть уличные правила, упорно насаждаемые сыновьями, которых воспитывали не дяди-командиры. Но многие призывники сегодня не могут толком постоять за себя, а уж противостоять этим правилам - тем более.

Итак, мы имеем дефицит мужского начала. Проблема эта сегодня не только семейная, но и государственная. Нормальных призывников и отцов тоже не так много, как бы хотелось, потому что их воспитывали в основном мамы. А мамы воспитывали потому, что почти не осталось нормальных отцов. Получается замкнутый круг. Но вырваться из него все-таки необходимо. И начинать, пожалуй, надо с повышения статуса мужчины-отца и мужчины-защитника.

Единый рецепт невозможен, но важно, пожалуй, осознать для начала, что достойное будущее детей не могут гарантировать ни материальное благополучие семьи, ни денежные вклады. Но есть куда более эффективное вложение - в души сыновей. Придя к такому выводу, я оставил в свое время Москву с ее удобствами и высокой зарплатой только для того, чтобы оградить своих детей от городской пагубы и иметь возможность ими заниматься. Сделал это против их воли и лишь спустя год услышал от них: «Жаль, что ты не привез нас сюда раньше».

Подобным образом рассудили и другие родители, приехавшие жить в с. Ивановское. Один из них - Александр Искандерович Протопопов. Воспитывая без жены четверых детей, старший из которых учится в 7 классе, он построил огромный дом, в немалой степени опираясь на помощь своих детей. Это ли не пример для тех, кто не может найти с детьми ни общее дело, ни общий язык? 

Но если все-таки сознательного папы нет, стоит, наверное, привлечь к воспитанию дедушку, дядю, использовать военно-спортивные секции, дружины или кадетские организации. Директор нашей школы В.С. Мартышин говорит, что школу он создавал под своих детей. Аналогично и я создавал с его помощью кадетский отряд под своих сыновей. Название «Ивановский спецназ» кадеты предложили сами. «Вполне достойный пример для подражания», - рассудили мы и разработали программу не просто военных, но творчески переработанных для юных спецназовцев занятий огневой, общефизической, военно-тактической, рукопашной, а также строевой подготовками.

Здесь нашлось место напольной акробатике и скалолазанию, метанию ножей и психологическим тренингам, вождению автомобиля и страйкбольным играм. Зачетная полоса препятствий - тоже по образцу спецназа, но в адаптированном для ребят варианте: 39 всевозможных препятствий на шести километрах марш-броска, а последний, сороковой, - рукопашный бой против свежего бойца. Уникальным получился и курс выживания. Ребята не только теоретически, но и практически постигают основы войсковой разведки: ночуют в снегах, по тревоге пробираются сквозь леса, учатся маскироваться, вести наблюдение, распознавать следы и многое другое. Опять же, если кто-то устает или падает духом, уместно подбодрить: «Держись! Спецназ не сдается!».

Конечно, до настоящего спецназа ребятам еще далеко и все перечисленное - это лишь игры. Но на них держится ребячий интерес, который в значительной степени помогает воспитывать настоящих мужчин. А вот жизнь ребят на казарменном положении - это уже серьезней. Здесь действует известный армейский принцип «не можешь - научим,  не хочешь - заставим», а из глубин сознания выползает все, над чем стоит поработать. Но душа радуется, когда на вечерних советах командиров ребята почти по-взрослому стараются решать различные проблемы коллектива и главное - учатся нести ответственность за все в нем происходящее….

Но предоставим слово самим кадетам.

Григорий Тюм енцев, 8 класс: «Система воспитания в нашем кадетском отряде способна превратить человека из слабого подростка в крепкого, сильного волей мужчину».

Тимофей Артемов, 9 класс: «В кадетском отряде я получил хорошую военную подготовку, приобрел много полезных качеств».

Даниил Ежов, 10 класс, командир отделения: «Здесь я научился самостоятельности, улучшил свою физическую подготовку, научился ответственности и трудолюбию, но главное - уважительному отношению к родителям».

Владимир Фамбулов, 11 класс, командир отделения: «Наш кадетский отряд - это не только физическая подготовка или закалка. Это нравственность, духовность, а главное - товарищество и ответственность за себя и за других».

А вот что пишет товарищам наш выпускник Павлов Святослав, который сегодня является курсантом Военно-морского института радиоэлектроники: «Родные мои, знайте, что наш кадетский отряд по праву носит название «Спецназ»! Пусть иногда и тяжело, но главное, как говорят у нас: «Должен - значит можешь». Я благодарен учителям и воспитателям, что они научили меня жить по совести».

Кстати, Святослав - не единственный из наших кадетов, кто выбрал военное поприще. За минувшие годы наши ребята стали курсантами Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, Голицинского пограничного института, школы ФСБ. Но для нас сегодня главным стало даже не это и тем более не победы кадетов на соревнованиях, которые не всегда оказывались для них полезными. Важнее всего считаем мы души наших ребят, их внутреннюю суть. Так можно рассуждать, если относиться к воспитанникам как к своим сыновьям и, конечно же, любить их….

Анатолий Казаков, газета "Борисоглебские вести" №98 от 27.12.12


Похожие статьи:

 
ОБЯЗАТЕЛЬНО поделись ссылкой с другими!

Комментарии   

 
-5 # Михаил ПБ 01.01.2013 02:18
Великолепно!
Сейчас Путин В.В. поставил задачу возвращения воспитательной компоненты в школу, а в Ивановской школе эту задачу сохранили, слава Богу и даже сумели развить и преумножить. Молодцы!
Теперь надо подумать о том, что нужно сделать для того, чтобы этот замечательный опыт мог быть воспроизведен и в других местах.
Сообщить модератору
 
 
+1 # Matilda 01.01.2013 14:52
Цитирую Михаил ПБ:
Великолепно!
Сейчас Путин В.В. поставил задачу возвращения воспитательной компоненты в школу, а в Ивановской школе эту задачу сохранили, слава Богу и даже сумели развить и преумножить. Молодцы!
Теперь надо подумать о том, что нужно сделать для того, чтобы этот замечательный опыт мог быть воспроизведен и в других местах.

И с нового года запрещено закрывать сельские школы без согласия жителей. Осталось надеяться, что то что написано на бумаге будет верно прочитано и исполнено!
Сообщить модератору
 

Недостаточно прав для комментирования - пройдите регистрацию на сайте