Главная Другие новости Ложный путь развития библиотек России ведёт к самоликвидации публичной библиотеки как института

Яндекс.Метрика
Ложный путь развития библиотек России ведёт к самоликвидации публичной библиотеки как института Печать
( 4 Голосов )
Новости - Другие новости
15.08.2014 13:39

Ни для кого не секрет, что даже с переездом в новое здание читателей районной библиотеки всё равно не становится больше. Нет, по отчетам может это и не так, но положа руку на сердце стоит признать, что в ближайшее десятилетие сельские библиотеки могут превратиться в очаг культуры, работающий только на бумаге, как, например, кинотеатр «Спутник», поедающий районные и областные деньги, но уже давно не представляющий интереса для жителей поселка в плане просмотра фильмов.

Публикуем выдержки интервью с литературным критиком, лауреатом национальной премии «Большая книга» Сергеем Беляковым, который убеждён: ложный путь развития библиотек России ведёт к самоликвидации публичной библиотеки как института.

- В чем первопричина этого явления? Библиотеки поставлены в априори не свойственные им рыночные отношения? Их заставляют добиваться самоокупаемости любыми способами?

- Не раз уже возникала эта идея о самоокупаемости библиотек. Идея, конечно, губительная, потому что библиотека просто не приспособлена к рыночным отношениям. Ни в России царской, ни в Европе и США библиотеки сами не зарабатывали и не зарабатывают (в лучшем случае, подрабатывают). Но все-таки идея пока осталась идеей, пустым звуком. Хуже другое. Библиотеки давно уже взяли курс на имитацию рыночных отношений, или игру в рынок.

- Вынуждены это делать?

- Отчасти. К библиотеке все больше относятся как к заведению из сферы услуг. В Законе о библиотечном деле читателя впервые назвали «пользователем». А теперь и в методичках для библиотекарей, и даже в нормативных документах читателя называют не только «пользователем», но даже «клиентом» или «получателем услуг», как будто речь идет о кафе, магазине или салоне красоты. «Библиотеки и информационные центры рассматриваются как организации, основной задачей которых является предоставление качественных сервисов клиентам». Вот же что прописано черным по белому. При этом библиотеки должны не только «предоставлять услуги определенного качества и объема», но и оценивать «эффект от предоставленных услуг для их получателей». Это цитаты из методички, которая входит в «пакет методических материалов в помощь внедрению «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки», принятый Российской библиотечной ассоциацией в 2008 году.

- А как же просветительская функция библиотек? Она-то еще присутствует в функциональных обязанностях библиотекарей?

- Только в просвещении и заключается смысл публичной библиотеки. Только ради просвещения и выделяют библиотекам деньги на арендную плату и оплату счетов по ЖКХ, на зарплату сотрудникам, на покупку новых книг. Если библиотека перестанет знакомить читателя с русской и всемирной литературной классикой, с интересными новинками серьезной литературы, а начнет снабжать его бесплатной Донцовой, то смысла в существовании такой библиотеки уже не будет. Не секрет, что многие библиотеки занимают очень хорошие здания. Это дорогая, престижная недвижимость, на которую найдется много желающих. Библиотеку, где не будет хороших книг, а полки заставят детективами и дамскими романами, никто уже не пойдет спасать. Она никому не будет нужна, даже любителям детективов и дамских романов. Им сыновья, зятья, племянники накачают эту «литературную жвачку» из Интернета. Библиотека потеряет уважение читателя, а с уважением потеряет и защиту.

- Сергей, невозможно представить, чтобы библиотекари из нашего с вами детства выбросили (при любых обстоятельствах) книгу на помойку /имеется в виду скандал с  уничтожением списанных книг из библиотеки Екатеринбурга - МБ/. Подклеивались, ремонтировались и сохранялись в фонде все ветхие издания (как правило, хорошие, востребованные книги и ветшают раньше). Так что же, дело в квалификации, личностных качествах нового поколения библиотекарей?

- Конечно, кадры и здесь решают все. У меня много знакомых библиотекарей, в большинстве своем это культурные, грамотные, образованные люди, которые не станут списывать хорошие книги. Но уже далеко не обо всех библиотекарях можно сказать такое. Гуманитарные факультеты размножившихся вузов (частных и государственных) выпускают тысячи незнаек с дипломами. Не всем удается сразу пристать к офисному планктону, кто-то идет и в библиотеку. Конечно, на должность библиотекаря нужен строгий отбор, возможно - конкурс, но такое будет возможно только после повышения зарплат и вообще изменения самого социального статуса библиотекаря.

- Ответ на следующий вопрос скорее всего будет неутешительным. И все же - что потеряли библиотеки в связи с Законом о библиотечном деле?

- Парадоксально, но выяснилось, что библиотекари, оставшись без государственного контроля, пришли к самому убогому, примитивному «сервисному подходу». Если качество книг начинают оценивать, как коллекции нижнего белья, списывая «устаревшие» издания, то очевидно, устранение государства из регулирования библиотечным делом привело к самым тяжелым последствиям, равно как и так называемая «модернизация».

На мой взгляд, библиотеке как раз нужен здоровый консерватизм. Люди, списывающие старые книги ради новых, не понимают, что со временем ценность хорошего старого издания только растет. Именно качественные старые издания чаще всего невозможно достать в Интернете. Именно ради них есть смысл идти в библиотеку.

В СССР был очень высок уровень издательской культуры. Книги выпускали с предисловиями, послесловиями, комментариями. Сейчас такая подготовка - большая редкость, потому что чем больше грамотных специалистов работают над изданием, тем выше себестоимость книги. Она становится слишком дорогой, поэтому теперь экономят на научных редакторах, просто редакторах, а случается, что и на корректорах. Так что замена старых книг на новые нередко бессмысленна и вредна.

- А что теряем в связи с этим мы, читатели?

- Читатель теряет самое главное - книги. Доступ к хорошим изданиям хороших книг.

- С книгами понятно. Но в «библиотечном деле» обозначилась и другая проблема - читатели. Сегодня многие библиотеки, образно говоря, из кожи лезут, чтобы завлечь читателя. Иные проекты, акции уже и с чтением, книгами слабо стыкуются. Тем не менее «все мимо». Почти детский вопрос к вам, Сергей: если бы организатором библиотечного дела в России были вы, то...

- Я не организатор и не реформатор (улыбается), так что выскажу только свои пожелания как читателя. Мне представляется, что библиотекари напрасно «играют на чужом поле». Привлекать людей в библиотеки песнями, танцами, конкурсами и концертами - нелепо. Ну, придут молодые люди на «ночь в библиотеке», походят-посмотрят, и уйдут. Снова навсегда. Вряд ли станут постоянными читателями. В библиотеки надо днем ходить, а не ночью. Библиотеку пытаются превратить в культурно-досуговый центр, но это тоже путь сомнительный. А информационный центр не так-то просто создать. Нужны большие деньги. Нужны сотрудники особой квалификации. В большинстве же случаев у нас назовут библиотеку «информационным центром» и сделают там зал бесплатного доступа в Интернет. Вот и весь информационный центр. Но сейчас у всех Интернет в кармане, так что не особо нужны людям эти интернет-залы. «Задрав штаны, бежать за комсомолом» глупо и бессмысленно.

Полагаю, что библиотека все же должна вернуться к своей главной функции: собирать, хранить и бесплатно выдавать читать книги. Идеальная библиотека - та, где легко и просто найти любую книгу. Проблему помещений тоже можно решить: большую часть новых книг можно и нужно хранить в электронном формате. Выдавать в читальном зале ридеры с такими книгами, например. Большое собрание старых бумажных книг, дополненное большим собранием новых (печатных и электронных) книг... Рано или поздно читатель сам вернется в такую библиотеку.

Ирина Клепикова

Первый заместитель главного редактора «Областной газеты» г. Екатеринбург

 
ОБЯЗАТЕЛЬНО поделись ссылкой с другими!

Недостаточно прав для комментирования - пройдите регистрацию на сайте